Херувим, Херувимы


Херувим, Херувимы
– этимология слова – "Херувим, Херувимы", и этимологическое значение его темно и не дает определенного о них понятия. Иные производят это слово от еврейского слова, которое в еврейском тексте Св. Писания не встречается, а на семитических языках значит пахать, возделывать землю, а отсюда переходят к понятию вола, как животного, возделывающего землю, находя указание на это в самом видении пророка и понимая под ним выражение превосходства, силы, а отсюда – под Херувимами понимают крепкие силой духовные существа. Но очевидно, что это только частное значение слова "Херувимы". Другие, находя в арабском языке другое значение, а именно – стеснять дух, приводить в страх, разумеют страшные, приводящие в трепет существа. Но и это не объясняет их существа. Иные, придавая слову Херуб значение приближаться, быть близким, разумеют существа, близкие к Богу. И Херувимы, действительно, суть самые близкие к Богу служебные силы. Но такое объяснение слова – произвольно. Другие еще, переставляя буквы в еврейском слове, приходят к другому значению этого слова, а именно – "колесница" – и понимают X., как Божьих колесниц, как и представляются они у пророков. Но представление их в образе колесницы в видении пророка составляет случайную принадлежность, а не существенную. Этой черты мы не видим ни в изображении Херувимов над ковчегом Завета, ни в храме Соломоновом, ни в Апокалипсисе. Иные, находя в семитических языках это слово в значении "брать" и то же значение в индоевропейских языках, отожествляют их с грифами древних, которые в мифологических сказаниях востока изображаются чудовищными и страшными птицами и представляются охранителями золотых гор, делая их недоступными. Этому объяснению благоприятствует то, что они изображаются с крыльями. Но это не выражает их существа и не имеет отношения к X. библейским. Наконец, некоторые, переводя еврейское слово значением "знать, понимать", разумеют под ними существа, одаренные большим ведением. Так понимали и многие из отцов церкви. Еще иные, исходя из арамейского слова со значением "вырезывать, изображать", понимают их, как образы, изображения, вымышленные человеческой фантазией, которым не соответствует ничего действительного. Но Св. Писание ясно указывает, что это живые существа, обладающие высшей жизнью. Таким образом во всех этимологических объяснениях слова Херувимы мы находим только отдельные черты и точного, определенного понятия не получаем, не говоря уже о том, что все производства этого слова составляют только догадки и предположения. С большей определенностью оно раскрывается из Библейской истории. В первый раз оно встречается в третьей главе книги Бытия, где Херувим с пламенным мечом стоит у сада Эдемского и охраняет путь к древу жизни, как один из лика св. Ангелов. Потом о них говорится при устроении Скинии и при создании храма Соломонова. Изображение их в образе человеческом, но с крыльями и поставление их в Святом Святых над ковчегом Завета показывает, что они, как высшие духовные существа, особенно близки к Богу, всегда готовы исполнить его волю, проникая в тайны нашего спасения. В псалмах Давида, у пр. Исаии, Бог представляется восседающим на Херувимах, что указывает на их высшее место и на близость к Богу. У пророка Иезекииля они представляются, как светозарные, пылающие существа человеческого облика: у каждого по 4 лица и по 4 крыла, и под крыльями руки, вроде человеческих, и подле них 4 колеса, по колесу возле каждого, устроенные как бы колесо в колесе, не имея нужды во время шествия оборачиваться, и все тело их исполнено очей, и дух жизни в них, и они поднимались и шествовали, куда дух вел их. И над главами их подобие тверди, как кристалл, и над твердию подобие престола, и на нем подобие человека, который весь, как пылающий металл, как свет электра, как некий огонь, и вокруг его сияние. Таким образом Херувимы представляются здесь ближайшими причастниками неприступного величия и славы Божией. Тогда как в В. Завете они являются как посредствующие существа в явлении Божием миру, в откровении Иоанна – они на небесах, пред престолом постоянно предстоят и неумолчно прославляют бесконечные совершенства Вседержителя и Агнца. Из этого видно, что X. нельзя принимать за одни олицетворения открывающихся в творении сил и свойств Божиих или за одни образы религиозной фантазии. Чувственные черты и изображения, в каких представляются X. в видении Иезекииля и в откровении Иоанна, не препятствуют видеть в них действительные, личные и притом высшие существа духовные. Они поставляются пророками вместе с ангелами и в числе их. Но они не суть посланники и вестники, подобные прочим ангелам, а составляют особенный, высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов. Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение; в них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией. В небесной Иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле Серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Смотреть что такое "Херувим, Херувимы" в других словарях:

  • Херувимы — Запрос «Херувим» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Херувим и Макарий Великий Херувимы (собственно, ивр …   Википедия

  • Херувимы — один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается вСвящ. Писании. Отцы церкви усвояют обыкновенно херувимам место второгочина первой степени (серафимы, Х., престолы). Самое подробное описаниеХ. находится в 1 главе книги пророка Иезекииля. В… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ХЕРУВИМ — ХЕРУВИМ, высший ангельский чин, принимаемый нашею церковью. мчик, ласка, ласк. привет ребенку, ангельчик. Херувимовы крылья. Херувимская или песнь, церковная, начинается словами: Иже херувимы. Херувимский ладан, огарины ладана, после каждения во… …   Толковый словарь Даля

  • Херувим (значения) — Херувимы  религиозные персонажи. Херувим (телесериал)  телесериал производства России. Херувим книга Полины Дашковой. Список значен …   Википедия

  • Херувим — Запрос «Херувим» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Херувим, мозаика, Собор Чефалу Херувимы (собственно, ивр. כרובים‎, керувим, уже в форме мн. числа, однако в русском и ряде других европейских языков исторически закрепилось в… …   Википедия

  • херувим — Разновидность так называемых сил небесных, изображаемая в виде детской головки с крыльями по бокам. Ист.: Плужников, 1995 См. также : серафим Иллюстрации: Деталь оформления двери Спасо Кладбищенской церкви в Бежецке Тверской области. Фрагмент… …   Словарь храмового зодчества

  • Херувим — Керувим. Херувим был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крыльями; лица… …   Словарь библейских имен

  • Херувим — Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт.3:24 ). Затем говорится о… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • херувим — а, обычно мн. херуви/мы, м. 1) В иудейской и христианской мифологии: ангелоподобные существа стражи, входящие в одну из высших категорий в небесной иерархии ангелов. Он входит, смотрит перед ним посланник рая, херувим (Лермонтов). 2) устар., разг …   Популярный словарь русского языка

  • Херувимы — один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании. Отцы церкви усвояют, обыкновенно, херувимам место второго чина первой степени (серафимы, X., престолы). Самое подробное описание X. находится в 1 главе книги пророка… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.